Абхазия
motobrothers
Маршрут: Донецк – Ростов – Краснодар – Джубга – Гагры – Н.Афон – Сухуми – Пицунда – Джубга – Донецк с заездами по Абхазии в максимальное количество достопримечательных мест аж до границы с Грузией.
Протяженность : 2420 км
Мото: Fazer 600 (2006), Suzuki Bandit 600 (2004)
Состав: я (ASh) с Танюхой и Димон с женой Ирой

map

Мысль поколесить по Абхазии возникла очень давно, еще во времена наших с братаном активных покатушек по всей Нэньке вдоль и поперек на мопедах 250 и 400 сс. Но как-то все не складывалось: то время намеченного туринга не совпадало с отпусками, то напряженная обстановка на границах, то еще хрень какая-нибудь. И вот в этом году под приподнятое настроение мое и моей второй половинки было решено все же покорить Кавказские пейзажи. Созвонился с другом Димоном, который давно горел желанием попробовать себя на дальнячках. Идея была воспринята сразу и с позитивом. Итак: две пары восторженных мототурситов, два стрита, маленькая кучка отложенных рубликов и подписанные отпуска на рабочие дни между майскими праздниками.
Старт назначен на 7-00 1 мая.
День 1 (Донецк – Джубга.)

Выехали в 7-30 по прекрасной погодке. Неспешно добрались до границы. Без лишнего хамства, но с твердым намерением не стоять в очередях аккуратненько подкатились между машин к шлагбауму. Погранцы и таможенники сами способствовали нашему скорейшему продвижению, поэтому никаких проблем и задержек не было. Заполнили декларации и вот мы уже в России. Первые фотки J

Вопрос стоял изначально: «как ехать: нарушать или не нарушать?» Решили ехать по возможности без нарушений, по факту – «по обстоятельствам», что бы я под этим ни подразумевал J
В итоге обстоятельства ограничивали скорость движения до 180 км/ч. Быстрее -  и наших любимых пассажирок начинало сдувать.
Бензин дешевый и хороший, дороги – песня (не считая строящихся участков, где приходилось сбавлять скорость и медленно объезжать вереницы консерв), настроение - супер. Валим от заправки до заправки. По пути по чашечке кофейка и смазка цепей.
Все отлично, только скучно. Интерес появился только уже на подъезде к Джубге, когда дорога начала немного извиваться, позволяя хоть как-то поезрать булками по сидухам.

Джубга. Практически сразу нашли халявное жилье (правда с минимальными удобствами. Но нам не принципиально - мы тут только на ночь), взяли по бутылочке-второй пивка и пошли глазеть на море.
Вечером бочонок пива с рыбкой и баиньки.

День 2 (Джубга - Гагра)
014+
К турингу готовы!

По километражу – фигня. По факту дорога предвещала интерес, поскольку предстояло познакомиться с местными серпантинами. Поехали!

Надо сказать, по серпантинам я пулял немало в разных режимах, разном темпе и по разным дорогам. В Крыму. Т.е.  особенных сюрпризов не ждал, но был готов к их появлению. Но эти серпантины меня очень приятно удивили! Нежданчиков в виде горбов и ям в поворотах, как часто в Крыму встретишь, не было. Да и вообще, по большей части повороты ровные, гладкие, скоростные. Но лететь, сломя голову, нужды не было, так что катали ради удовольствия. Нужно отдать должное культуре местных водителей: 99% едут по правилам, большинство, включая фуры и бусы, пропускают мото, уступая дорогу.

Сочи поразил своим размахом, масштабными стройками, дорожными развязками и зачетными туннелями.

И вот мы уже на границе с Абхазией. На самом деле процедура ее пересечения не совсем понятная. Т.е. стало понятно, почему нет четкой инфы по ее прохождению. То им копии документов подавай с ксерокса, которого нет на территории (а до ближайшего пешком не пускают – только на попутках), то дали корешки какие-то со словами «проезжайте».. Короче, не стали мы докапываться до сути, проехали. Въезд в Абхазию совсем как-то странно произошел: юморной дядька посмотрел техпаспорта, пошутил за моты и был таков. Ни наши с Димоном, ни паспорта пассажиров даже посмотрел. Спрашиваю:
- Куда дальше ехать?
- А куда тибэ нада, туда и йехай! J

До Гагр 25 км!

Город встретил нас не очень приветливо. Туман, прохлада, морось… Надо искать жилье и первую группу мото-авто турья, которая уже свои праздники почти откатала и завтра планировали двигать в сторону дома. Купили карточку местного (одного из двух) мобильного оператора, позвонили в Донецк всезнающему Боче, который выдал координаты и телефоны жилья наших соотечественников. Нашлись быстро. К сожалению, поселиться вместе с ними не получилось – местов нет. Ну и ладно: по пути уже заприметили отельчик (не очень дешевый, но с охраняемой стоянкой, рядом кафешка и почти на самом пляже), так что не пропадем. Договариваемся на вечер пить коньяк и едем селиться.

Вид из окна гостиницы
День 3 (Гагра)

Проснулись, потянулись и жрать. Седня у нас радиалочка по месту. Гагры покинем завтра.
В этот день посетили 1ю и 2ю смотровые площадки, забрались в горы на 1500 км до самого конца асфальта, попытались попасть в замок принца Ольденбургского, но он сейчас выкуплен и находится на реконструкции. Зато очень приветливые охранники провели на смотровую площадку строящейся канатки, рассказали много интересного, дали сфоткаться с калашом J. В тот день я окончательно похоронил кнопку своей видеокамеры и дальше включал ее зубочисткой J.

Первая смотровая площадка

Снег!!

Фотоохотник :)

Фотодобыча :) Они там ваще непуганные

Постройки принца Ольденбургского

Канатка

В левом верхнем углу видна крыша модного ресторана, который принц заказал в Италии, его привезли и собирали на месте

Наши воинственные спутницы :)

Оказалось, прямо рядом с отелем есть очень красивый, хоть и небольшой, водопадик.

Водопадик вблизи отеля

Вечером плотный ужин и чача ))

День 4 (Гагра – Новый Афон)

Решили ехать с багажом с заездом… Ну конечно!!! Кому ни скажешь «Едем в Абхазию», сразу реакция: «так там же Рица!». Конечно же через Рицу! Изначально планировали посетить больше, чем просто доехать до озера и вернуться. Забегая наперед, скажу, что дорога до Рицы впечатлила меня намного больше, чем само озеро. Хотели посетить Гегский водопад, добраться до дачи Сталина. Всего не удалось охватить, но спасибо и на том, где все же побывали.

Подвесной мостик, Голубое (и, я бы сказал, очень глубокое: 76м) озеро, фотки которого невозможно найти без медведя, оленя или павлинов, водопады Девичьи и Мужские слезы с очень свежей и вкусной водой. Да и сама дорога по каньону – сказка!

Подвесной мост (через него переезжать не пришлось :) )

Кактусня

Те самые павлины

...и медведи

Водопад Мужские слезы (я бы добавил - девичья радость :) )

Пресловутая Рица

Димон весь день возмущался, что нельзя купаться в Рице. К слову сказать, делать можно вообще-то все, только платно. Штрафы стандартные – 1000 руб. После прогулок по берегу Рицы объехали озеро и посетили Молочный водопад, который понравился намного больше. Там, куда привозят туристов ведрами, очень уж попсово: куча кафе, суета, какие-то постройки… Да и само озеро не впечатлило чистотой (возможно, просто еще рано, и вода мутная из-за схода снега). На водопаде встретили крымчан, с которыми поздоровались еще по дороге. Один из них загнал Африку в самый водопад и под радостное гигиканье устроил бёрн-(точнее, сплэш)-аут )))
Они же и предупредили нас о жадных гаишниках, которые выкачивают рублики летящих на крыльях радости к ним в гости туристов, ныкаясь с Визирами (которые, к слову, у нас отменили) под каждым кустом в районе знаков 40.  Да… о знаках: КУЧА знаков ограничения скорости, и почти нет знаков отмены ограничений. Т.е. совсем непонятно, когда можно ехать быстрее. Ну об этом позже.

Молочный водопад

Крымчане

Гномы ))

Итак, стартуем в Новый Афон.

Говоря о гаишниках и знаках нужно сказать, что не только это неудобно и плохо. Чтобы с тебя содрать гарантированную денежку впереди меня ехала ауди, которая провоцировала на обгон. Ну не хотел я обгонять ее… правда! Но когда из окон начал вылетать мусор в виде бумажек, окурков, я накрутил ручку и уехал. Когда проезжали пост на честной скорости 39 км/ч нас остановили гайцы и попросили пройти в их кибитку. Документы мы им не стали передавать, аргументируя тем, что имеем право, пока нам не предъявят обвинения в нарушении правил и не объяснят причину остановки. Вообще, они все там хлопцы горячие. СтОит только зацепить – час возмущаться будет. Так и эти начали орать, вызывать какую-то опергруппу… Мы в это время спокойно перекуривали. Приехало МУДИЛО на том самом ауди и с лыбой до ушей предъявил нам фотки с показателем скорости 81км/ч в районе действия знака 40. Бля…
Ну ниче.. после небольших торгов и попрощавшись с 1500руб потошнили дальше к Н.Афону.

Новый Афон мне очень понравился! Немного потратили времени на поиск жилья, но поселились очень удачно. Тем более, что завтра планировалась дневочка (и даже не мото – пешеходная) с посещением достопримечательностей.

День 5 (Н.Афон)

День начался отлично! Солнышко, панорама гор и водопада и, поскольку сегодня никуда не надо ехать, бутылочка холодного пивка с утра.
Вообще, надо сказать, что алкоголь выветривался до утра со скоростью ветра. Как бы ни заканчивался вечер, утром всегда свежачком. Спасибо свежему воздуху!!! Но этот же самый воздух провоцировал и пожрать обильно, нагоняя аппетит. Это я к тому, что день намечался пешеходный, т.е. хавать до отвала никто не планировал. И все-таки после завтрака в кафе почувствовал себя тюленем.

По тропе к келье св. Симона Канонита

Ща спляшу!! (у входа в келью)

А шо это у вас там такое??

Заброшенная жд станция

такой себе охреневший смайлик 8((

Черепахо

Беседка, как пишут на магнитиках (она же - станция с другой стороны)

Новоафонский водопад

Метро в Афонские пещеры (двери работают на биомеханическом приводе)

В пещерах

Самый длинный подземный мост (только не знаю, самый в чем..)

Я тут вижу хищника

Мужской монастырь

Внутри

В общем, день выдался насыщенным. Вечером так хотелось полусладкого вина, но нам продали какой-то компот, который абсолютно ни о чем. Ну и ладно, зато наши спутницы были довольны J

День 6 (Н.Афон - Сухум)

Расстояние 36 км. Но мы же помним о вымогателях с фотиками под кустами?? Конечно!..
Так вот и плелись.
Приехали мы рано, но много времени потратили на поиск жилья. В основном, сдаются комнатушки  в частном секторе, но мы хотели номера со всеми удобствами. Поэтому нашли очень качественную гостиницу рядом с морем, очень недурной кухней и номерами по довольно приличной (после торгов) цене
Отдельно хочу поблагодарить Роксану (сестру моего донецкого товарища), которая потратила уйму своего времени и сил, помогая найти нам ночлег. Обиделась на предложение хотя бы частично возместить ей затраты на такси, ездя в котором была провожатой по разным краям абхазской столицы.

По дороге

Сухумские подворотни

Гостиница "Калипсо"

После чачи, ползая пузом по волнорезам, пытались научить фот видеть все нашей резкостью )))

Вечерняя набережная

День 7 (Сухум)

Из достопримечательностей здесь слышали о ботсаде, обезьяньем питомнике и каких-то развалинах. Димон, проклявший всех абхазских богов за то, что позволили местным запретить купаться в Рице, и еще до поездки насмотревшись видео о местных красотах, твердил постоянно об озере Амткел, которое нужно обязательно найти и искупаться там. Очень мало местных вообще понимали, что у них есть такое озеро. А те, кто понимал, с трудом соображал, где это. А те, кто якобы соображал – все равно ниче не знал и выдумывал на ходу его расположение. Поэтому мы были в небольшом замешательстве по поводу идей, как его найти. И тут в гостинице обнаружили список экскурсионных программ, где, просто изучив маршруты разных экскурсий, было понятно, в какую сторону двигаться, чтобы потом разобраться на месте. Там же вычитали и еще несколько точек, которые нужно посетить. Спасибо и администраторам гостиницы, которые очень толково обрисовали суть достопримечательностей.
Итак, программа дня: утром пешком в ботанический сад, потом на мопеды и вперед до храма в Илоре (самая наша восточная часть Абхазии). А по пути обязательное посещение Черниговки. Ну и неутихающая Димонова надежда попасть на Амткел ))

Вот такое уныние попадается сплошь и рядом

Ботанический сад

И таких скульптур несколько вдоль набережной

Я думал, в Феодосии длинная набережная… не… Топали до ботсада довольно прилично. Т.е. долго. Минут 5 там потусили (опять выторговав у бабушки на входе -50 рублей с человека), пофоткали растения и обратно. Хочу сказать, ожидал я более унылого зрелища местного уголка флоры. Сад порадовал: небольшой, но ухоженный.

По возвращению в гостиницу одеваем экип и валим в Илор.

Дорога дальше от Сухума вправо уже не такая сказочная, но еще не плохая. Как и везде, гуляющий как у себя в загоне скот и мелкие неровности на дороге. Плохой дорога стала уже за Очамчарой. Да и вообще там уныло. Очень чувствуются не восстановленные  последствия войны.

В дворе храма в Илоре

Сам храм (Внутри находятся мироточывые иконы. Я впервые их видел)

Пока молодая пара наших с Танюхой друзей осматривали храм, местный житель посоветовал посетить Отапские пещеры. Говорит: «Там сапоги дают даже. Только позвонить надо будет проводнику, как приедете. Он там рядом». На вопрос: «А лучше ли они Афонских» ответил «Про Новый Афон забудете». Йопта! Надо ехать!

Хочу сказать, что с качеством дорог в сортировке от наилучших до очень плохих знакомились мы постепенно, что само по себе неплохо. На тот момент, дорога к Отапской пещере была наихудшей из тех, по которым проехали. На самом деле лауреат премии «Я самая плохая дорога, и дорога ли вообще» ждал нас на следующий день. Короче, мы у входа в пещеру с группкой россиян рядом и навесным замком на воротах. Все. Вокруг ни души. Приехали бля… Тут я вспоминаю дядьку, который что-то говорил о телефонах. Действительно, над входом есть пара номеров. Звоним, радостный голос сообщает «Шас бюду!». Пришел веселый мужик, открыл ворота, за которыми действительно куча сапог, включил свет, фонарик и под шутки-прибаутки угостил пассажиров вином. Одели сапоги (я еще пошутил – не протекают ли они: у меня единственного моментально протек) и полезли по колено в воде изучать мифические недры подземелья.

Переобувка у входа в Отапские пещеры

Мотики загнали прямо ко входу

Сталактиты

И так в воде почти все 1700м

Это, типа, русалка... Кто мне ее тут покажет, тому конфета

Наверное, эта пещера, из всех, что я видел, понравилась больше всего. Не масштабами (как Афонская), не разнообразием (как Эмине-Баир-Хосар в Крыму) а непопсовостью, минимальным оборудованием, какой-то дикостью и приближением к не затоптанной первозданности.
Выбрались, отряхнулись и дальше в путь к Черниговке.
Вроде бы и недалеко, но дороги все хуже, а скоро темнеет. Нужно успеть! И мы успели: ненадолго, но оценить красоту того места удалось!

Самое начало тропы в Черниговке (очень красивого и ухоженного местечка)

Вот там бы по шашлычку и 200 грамм :)

День 8 (Сухум)

Накануне была дилемма. Дело в том, что по составленному расписанию покатушек нам уже сегодня нужно было двигаться в сторону дома, чтобы попасть в него в запланированный день. Но, посовещавшись, решили: поскольку уж запланированный день – пятница, денег, вроде как, должно хватить, а на Амткел мы так и не попали, нужно на денек задержаться.
Просыпаемся, продлеваем проживание в гостинице и со спокойной совестью, что у нас еще куча времени, опять валимся спать.
Пока выспались, пока поели, смазали цепи, я поменял колодки (мои закончились), выдвинулись – было уже далековато за полдень.
А у нас сегодня… АМТКЕЛ! ))
Ну выехали, свернули с трассы, продвигаемся по красивейшим местам. Встретили по дороге группу туристов, которые показали направление. Находим ориентиры  сворачиваем.. и тут с каждым километром становится все более дико, более грязно (не в плане мусора, а в плане больших-больших луж), дорога все хуже. Т.е. мотопроизводители, когда серийно начали выпускать такой тип мотоциклов, как стриты, даже не предполагали, что они будут ездить по таким дорогам. В принципе, ехать можно. Очень напрягали большие валуны, особенно на крутых спусках – очень тяжело удержать моты. Там самое место кроссу и эндурам. Но мы прем все дальше. По подсказкам туристов скоро должна быть апацха (это так кафе по-ихнему называется), от которого нужно будет свернуть. Но бля! Какое кафе?? Там вообще ни души, даже коровьи лепешки пропали. Только одинокий орел какой-нибудь пролетит в высоте…. В общем, отъехав от дороги уже на 10 км, и в сомнениях правильности нашего направления, прикинув, что скоро уже будет темнеть, решили возвращаться. На пути обратно обнаружили загон и хозяйство, где были… Бинго!! ЛЮДИ!!!
Ребята сказал, что двигались мы правильно, но около километра не доехали до апацхи. А после нее еще по более плохой дороге (т.е., посмотрев на моты, сказали, что не проедем. Там сейчас только на лошадях) еще 8 км. Да и озеро сейчас – болото. Снег сходит, очень грязно. В общем, учитывая время, решили не рисковать застрять там на ночь и вернуться к поселку,  от которого можно добраться до  Джампальского моста в красивейшем ущелье. Надеемся, его застать успеем! И да – хоть с мостом нам повезло в этот день! J

Джампальский мост

Там же

за 1400 км от дома (а у Димона часы неправильно идут! ))) )

По дороге обратно. Очень красивые ступени скал!

День 9 (Сухум - Пицунда)

Ну вот и настала пора разворачивать лыжи в сторону дома. Сегодня едем до Пицунды, чтобы не повторяться с ночлегом в Гагре.
Выезд на трассу, заправка РосНефть и в путь.
Нужно отметить, что в самой Абхазии с топливом мы экспериментировать не рисковали. По словам – бодяженная моча. Да и почти все заправки у них называются «БЕНЗИН» (похоже, Кэп там тоже побывал) ну или, видимо, для совсем уж заморско-иностранных гостей «PETROL». Еще есть какая-то местная сеть АЗиД. как расшифровывается и что здесь обозначает «А» – без малейшего понятия. Они вообще там любят эту «А» везде тулить. Так я лично пил напитки «Амандрин», «Алимонад» и т.д. ))
Ну и РосНефть. Все. Других вариантов нет. Заправок РосНефть по Абхазии всего 3 (если меня не обманул заправщик). Но до самой восточной границы именно 3 и насчитали.
Так что, можно сказать, нам везло и мы заправлялись только на российских колонках.

Ехали среди вот такого пейзажа

Вечером в Пицунде. Заметно, что город (а по сути - село) претендует на курортные жемчужины Кавказа. Народ более наглый, цены выше, суеты больше… С жильем опять все сложилось довольно нормально. Пошли кушать. Нам повезло: попали в кафе к очень энергичной, веселой и доброжелательной женщине, которая вот только открылась в этом сезоне. Говорит, что меню пока еще нет. Спрашиваем:
- ну а Вы на словах, что покушать можно
- ну есть харчо, есть салаты, есть плов, есть борщ… ну борщ такой, добротный! Как у НАС на Украине делают!
)))
- Где же это у ВАС? ))
- Я с Волыни, - говорит, - Но тут давно уже.. Сама кручусь…
В общем, очень здорово познакомились, и давай она угощать нас: и коньяком, и чачей, и кофе… и все это не один раз. Да и порции такие соорудила, что мы с Димоном едва осилили. О девочках не говорю J Короче, вспомнил я радушие и щедрость обитателей запада нашей Украины. Зачетным бонусом была музычка в кафешке – исключительно блюзы. После коньяков и чачи даж попросил диск переписать. Но потом тему замяли, поскольку это наглость была бы уже пользоваться ее гостеприимством.

На фоне неприличной статуи

И, вроде как, не мото, а просто турист

Другая сторона неприличной статуи

Наблюдаю, как дед исполняет номера )))

Единственные полчаса, за всю поездку, когда просто валялись у моря

День 10 (Пицунда - Джубга)

Вообще, изначально хотели доехать до Геленджика (опять, с целью не повторяться).
Перед стартом идем кушать к нашей знакомой с Украины. И снова бонусы!! )) Она обрадовалась, сразу же девчонок кофе угостила, пыталась снова напоить, но мы отказались, поскольку в дорогу надо. И не забыла о вчерашней просьбе за музыку! – подарила диск и в придачу довольно хорошую баночку местной аджики J Спасибо ей большое! Обещали направлять знакомых к ней. Так что, если кто соберется, обращайтесь – дам контакты.

Фото вот таких домашних птичек напоследок

И снова серпантины. Дороги были весьма загруженные. И обратно как-то более напряжно ехали. Я еще умудрился бортануть консерву. Ну ничего серьезного, разъехались без последствий.

На границе нас вообще абхазы не проверяли: «изжай к сибэ дамой бистра. У нас тут и так многа авария на мотоцикал»

Вечером мы были снова в Джубге, поскольку до Геленджика еще порядка 80 км. А завтра по ним же возвращаться. А до дома нам более 600 км. Да и дешевое жилье нас здесь уже ждало.

День 11 (Джубга - Донецк)

Выехали не сильно рано, уже было жарко. Но ехать было приятно в плане температуры. Немного напрягал сильный порывистый боковой ветер. Раз тормознули россияне на посту. Но просто проверили документы. Так что до границы добрались без всяких происшествий. Немного повошкались на таможне и до дома уже долетели по родным колдоебинам.

Уставшие, но счастливые мы дома! Выкидываем вещи, принимаем душ, меняем быстренько мото на авто и собираемся у Димона с Ирой на окрошку обменяться фото-видео и в очередной раз поделиться впечатлениями.

Outro.

Поездка мне очень понравилась! Честно говоря, не ожидал такой насыщенной программы и таких красот! Немного расстроило то, что по приезду домой нашли еще несколько красивейших мест (Шакуранский водопад, например), рядом с которыми были соооооовсем рядышком. Но не знали, где искать. Тот же Амткел, до которого не доехали не дает покоя, да и еще достопримечательности, которые нужно посетить. На вскидку – 10 дней мало. 2 недели было бы в самый раз. Ну и спать до полудня нельзя было J
Ну ничего! Считаю, что посетили мы вполне приличное количество Абхазских достопримечательностей. Ну а если когда-нибудь судится вернуться в Абхазию – будет лишний повод!
Видео:
ASh

• 1
(Deleted comment)
уже на обратном пути на выезде из Россиив Украину поставили "Россия КПП Матвеев курган"
и усе

т.е. формально ты нарушитель государственной границы двух государств )))
обожаю такие приколы бюрократических служб, у меня тоже есть где-то несданная миграционная карта...

формально я еще нарушил пдд, правила пересечения на границе, года "сквозанул", как сказал погранец :) через шлагбаум за знак STOP через КПП. За мной еще пограничник бежал, кричал: "Стоять!! Стоять! Стрелять буду!!" ))))))

Edited at 2013-05-21 06:28 am (UTC)